Мой ресурс - я сам. Практически всё время, за редкими исключениями, приходится вариться в собственной голове. Время от времени возникают возможности коллективного творчества, которым я безмерно рад. Считаю коллективное творчество наиболее продуктивным. Результат всегда намного интереснее, чем если бы то же самое делалось индивидуально.

«Взаимная помощь — настолько же закон природы, как и взаимная борьба»

Биография

Высшая школа. Окончил НЭТИ в 1993 году. По специальности "Гидроаэродинамика". Поступил, одержимый мечтою проектровать самолеты и ракеты. Ветер постперестроечных перемен навеял независимые пути самореализации. Во время учебы работал художником-оформителем на заводе. Писал плакатными перьями стенгазеты и плакаты. Женился, завел пару собак, это были одни из первых лабрадоров в г. Новосибирске. Немного работал в клубе собаководства, занимался тренировками, грумингом и т.д. Издавал газету для "кошатников-собачников", всё делал своими руками, за исключением вёрстки и вычитки текстов.

Рекламное агенство. В 93-94 году работал в рекламном агентстве. Академгородок. Графический дизайн, сувенирная продукиця, POS-материалы, рекламные тексты. По сути, не было какой-то узкой специализации. Все занимались всем. В том числе, продажами и размещением.

Торговля. 1994 год. Магазин бытовой электроники. Головокружительная карьера из-за прилавка до завсклада. Самый удивительный аспект в этом опыте - коллектив. Не знаю точно с чем это связано, но мои коллеги по магазину сделали неплохую карьеру в топ-менеджменте в 2000-х и позже. И ещё более забавно, что проработав бок о бок всего год, мы сохраняем добрые приятельские отношения до сих пор. Не со всеми, но с некоторыми.

Маркетинг и реклама. 1995-2008. Путь в бытовую технику уже заказан. Это снова торговая компания с бытовой техникой инсайд. Род занятий менее пыльный – где-то на стыке между привлечением покупателей рекламой и трейд-маркетингом. Открываем новые торговые площадки, делаем вывески, витрину и выставку, производим и размещаем рекламу, обучаем продавцов.

После кризиса 98 года эта компания вышла на оптовый рынок, со всеми вытекающими плюшками от представительств производителей техники. К 2003 году это было уже небольшое рекламное агенство, как независимое подразделение в структуре микро-холдинга. Так называемый "полный цикл": обеспечивались потребности холдинга от оперативной полиграфии до производства видеорекламы и размещения на партнёрских условиях. В холдинг, кроме магазинов бытовой техники входили уже два пивзавода, оптовая торговля пивом, складское хозяйство и подразделения обсслуживания, типа охранной фирмы и что-то вроде автохозяйства или даже транспортной компании. Здесь родились несколько удачных торговых марок, несколько неплохих продуктов, несколько добротных рекламных видеороликов.

Кризис 2008 года задефолтил все наработки. Удачная форма продукта, призванная вытащить компанию из проблем с оборотными средствами, была создана на стыке онлайна и офлайна. Мы создали интернет-магазин и терминальную систему заказа товаров: Вы приходите в магазин, при помощи ассистента выбираете на терминале нужную технику, вам её тут же выносят со склада. Без магазина - без переплаты. Компанию это не спасло, а продукт позже был реализован бывшими коллегами в сети Терминал.ру. Хорошие идеи не умирают.

Ресурс 1

Фриланс. С 2008 по 2012 год, имея опыт в e-Commerce, брал заказы на создание сайтов. Естественно, с расчётом на то, что созданные проекты после сдачи в эксплуатацию буду поддерживать. 9 из 10 проектов того периода заканчивались ничем. Все хотели интернет-магазин, но как только получали – выяснялось, что интернет-магазин ничем не отличается от обычного магазина. И требует на поддержание и развитие ресурса ничуть не меньше, чем торговая точка офлайн.

Дольше всех, 3 года, проработал созданный тогда интернет-магазин, владельцы которого занимались только тем, что развозили заказы по городу. То есть практически жили в кабине грузовика 3 года без отпусков и без выходных. Надеюсь, оно того стоило.

В то же время, у меня были собственные микро-проекты в e-Commerce - эзотерическая книжная лавка и магазин компакт-дисков и панк-атрибутики. Выжить эти три года они помогли, но заработать на книжной 10% партнёрке (плюс логистике за счёт поставщика) и суперфокусированном мерче - нереально. Свои проекты многому научили в части практических задач продвижения, оптимизации и организации отношений с клиентами. Где-то в это же время был эпизод участия в зарождающемся нетворкинге и публичных выступлений. Тема – SEO продвижение.

Предпринимательство. С 2012 - 2015 год. Неудачный опыт. Мы создали конструктор сварочных постов на платформе интернет-магазина. Год разработок. Это был поисковый фильтр, который из каталога товаров по 300 характеристикам подбирал совместимые комплекты. Изначально предполагалось, что это решит проблему комплектации для снабженцев и технологов. Пара кнопок - и полный набор совместимых компонентов для сварщика. Предположения оказались ошибочными, потому что нет такой проблемы у главного сварщика или снабженца. Он просто звонит менеджеру и получает ТКП. В этом случае наш конструктор - это менеджерский инструмент, рынок которого - 250 адресов на всю Россию.

Второй проект - купонная распродажа отделочных материалов и товаров для ремонта на возможностях потребительской кооперации. Тоже реализованная на платформе для e-Commerce. Полгода разработок. Предположительный рынок - новостройки Новой Москвы. Снова ошибочно. В Москве две проблемы - пробки и некачественные продукты в магазинах. И понаехавшие. Как раз те, кто заселяется в новостройки. А они живут по всей России. И искать их по всей стране проблематично, а мотивировать их выгодой в 5-10% бессмысленно. Они въезжают уже в отделанную квартиру и все вопросы с закупками решают прорабы.

Нащупался перспективный продукт "накормить Москву". Доставка продуктов, которых нет в "магазинах у дома" в спальные районы. Его пришлось отложить до лучших времён на этапе протестированного и измеренного спроса. И обстоятельства изменились, и подустали предпринимать и разрабатывать. Ответа на вопрос "Зачем домохозяйка в Солнцево заказывает 5 хвостов нерки по 2 кг?" мы так и не получили.

Наёмный труд. С 2015 - по настоящее время. Путь специалиста по найму даёт вполне ощутимые преимущества в части стабильности, условий труда и возможностей развития в сравнении с предпринимательской деятельностью. В найме ко всем прочим компетенциям, нажитым непосильным трудом, добавились способности проектирования инфомсистем, интеграции CRM, VoIP, продуктовый маркетинг, репутационный маркетинг и т.д.

Самое большое счастье разработчика - когда разработанный продукт начинает жить. Когда твоей разработкой пользуются люди. Ещё счастье, которое недостижимо фрилансом – работать в команде с профессионалами. Радость коллективного творчества по мощности проявления сильнее побед в суровых предпринимательских челленджах.

Забавно ещё, что весь опыт в технологиях с 2006 года был подобен игре в "догонялки". Ты вроде и догнал, а технологии уже ушли вперёд. Ощущение, что идешь примерно в ногу с технологией появляется только сейчас, когда есть возможность оглянуться вокруг и видеть отстающих и копирующих твои кейсы и идеи. Ну, ОК, пока копируете - не продаёте и не занимаетесь развитием.

Ресурс 2
«Vox populi - vox Deus»

Ценности

Убеждения. Самое правильное убеждение – не иметь убеждений. Но так не получается, потому что наше поколение Х воспитали убеждёнными идеалистами, как бы парадоксально это не звучало. Субкультурно всегда тяготел к панк-року и воинствующему ницшеанству. Это сочетание трансформировалось в анархическую идею по типу Кропоткина, ставящую во главу угла взаимопомощь и сотрудничество, как основу бытия любой общности. А лево-марксистская точка зрения в конце концов привела к отказу от амбиций предпринимательства в капиталистическом смысле. Ну, нет у меня способностей эксплуатации человека человеком. Я - инженер, а не бизнесмен. Быть специалистом тоже почетно.

Творчество. Я люблю музыку. Независимую музыку, рок-музыку, панк-рок, народную музыку, кабацкую музыку. Считаю, что истинно популярная музыка рождается в кабаке. Кабаком все началось, туда всё и вернётся. Шоу-бизнес, спекулирующий материальными формами музыки, считаю изжившим себя. И музыка, как любое искусство, должна и будет принадлежать народу. А единственный возможный заработок музыканта - выступление на публике. Но я по прежнему покупаю записи и поддерживаю любимых музыкантов по мере возможности. Благо, что современные способы доступа к творчеству уже не нуждаются в магазинах и не зависят от прихотей и выгод дистрибьюторов. Иногда немного рисую.

Дружба. Это ценность. Дружбой я считаю разделённые ценности и интересы. Собственно, интересы определяются ценностями. И, в свою очередь, являются основой для совместного познания мира. Друг - это целый мир.

Самореализация. Это - про приносить пользу обществу. Естественная потребность человека видеть результаты своей деятельности. Её называют ещё кармой. То, что останется после тебя, когда ты умрёшь. Это и есть твоя самореализация. С возрастом эта потребность обостряется и является одним из главных мотиваторов.

Ресурс 3