Определения, свойства и иерархия образов

10 лет я вникал в суть разных мировоззренческих концепций. Искал соответствия информационных блоков и аналогии, занимался интерпретацией - переводил одну систему обозначений и определений в другую систему. Самое сложное в этом поиске соответствий оказалось дать определения найденным соответствиям в современных рациональных понятиях.

В "Концепциях" не имеет смысла знакомить вас со всеми промежуточными выкладками этих исследований. Тем более, что они из области мракобесия и антинаучности. Но выводы, к которым я пришел в результате 10-летнего погружения в чужие сновидения, пыльные страницы переводов трудов из числа научных, антинаучных и вненаучных мировоззренческих концепций, оказались вполне прагматичными:

Определения

Образы - знаковая система эмоциональной сферы восприятия. Обмен образами происходит между всеми индивидами человеческого вида. Это может быть как осознанный, так и неосознанный обмен.

Эмоции - следствие проявления инстинктов, доставшихся от приматов, в процессе естественной эволюции или искусственного вмешательства «разработчика». Или рефлексов, приобретённых в процессе жизни и уникального опыта.

Человек управляет эмоциями осознанно. Воля - способность разума управлять эмоциями и действиями. Процесс отображения разума в эмоции имеет двухстороннюю связь. Часть разума мотивирована эмоциями.

При помощи образов индивиды общаются с окружающим миром, другими индивидами своего или иного вида: биологические виды фауны, мотивированные инстинктами и рефлексами, «понимают» знаковую систему образов.

Свойства образов

Модальность. Как одна и та же эмоция имеет разную степень или «мощность» проявления, один и тот же образ имеет много модальностей. Например, образ, соответствующий эмоции «эротического желания» и образ «благополучия» - один и тот же образ, связанный с реализацией репродуктивного инстинкта в разных модальностях.

Равновесие. Один и тот же образ может иметь гармоничным и дисбалансным. Например, образ эмоции «гордость» - гармоничный. А образ эмоции «гнев» - дисбалансный. Но это один и тот же образ, связанный с реализацией социального инстинкта.

Многомерность. Проекции образа в сознание (интеллект) обусловлены как состоянием сознания индивида, так и его опытом. В том числе, культурным и религиозным. Тициановская Венера и описанная в Некрономиконе «Шуб Нигуррат, Козлица с Тысячью Младых» - это разные проекции одного и того же образа.

Аддитивность. Образы способны смешиваться друг с другом, подобно тому, как разные спектральные цвета образуют новый. При этом новый синтетический образ наследует признаки и свойства начальных образов.

Иерархия образов

Порядок образа определяется иерархическим уровнем общности, в которой он воспринимается одинаково. Делить общности по всем объединяющим признакам слишком сложно. Упрощая иерархию, я выделил три наиболее важных уровня: Планетарный, культурный и субкультурный.

Архетип. Высший порядок образа. Образ, воспринимаемый всем человеческим видом в планетарном масштабе одинаково. Независимо от времени: в античности и сейчас. Это образы высших ценностей, они связаны с инстинктами и их модулями. Например, образ женской груди - это образ биовыживания и абсолютной безопасности. Всегда был им и навсегда будет. Пока человечество существует как вид.

Культурный и хтонический коды - средние порядки образов. Первый обусловлен одинаковым восприятием в общностях «нация», «этническая группа» или «народ». Хтонический порядок - в общностях, объединённых общей территорией проживания. Проекции образов этого порядка трансформируются во времени. Например, часы, как образ времени, трансформируются из колесницы солнцебога, движущейся по небу, в течение песка, а потом — в циферблат с цифрами и стрелками.

Стереотип - низший порядок образа. Общность стереотипа - профессиональная, поколенческая или субкультурная. Стереотипные образы связаны с прибретенными рефлекторными навыками. Например, и вождение автомобиля и клавиатура компьютера - образы управления ситуацией. Очевидно, что стереотипы средневековья и нынешней информационной эпох существенно отличаются. Например, стереотип управления ситуацией до появления автомобиля - предположительно - управление конной повозкой.

19 сентября 2019