Сугубо практический опыт. Чему-то научиться можно только решая практические задачи. В этом блоге обобщается мой опыт работы в дизайне, рекламе и маркетинге в течение 26 лет. Как на стороне Заказчика, так и на стороне Исполнителя. За это время неоднократно убедился в том, как "чисто теоретические" знания превращались в хлам с очередным технологическим бумом.

Учиться приходиться заново. Постоянно. Каждый день.

«Scio me nihil scire: Я знаю только то, что ничего не знаю.»

Что я умею делать руками

Разработка сайтов и веб-дизайн. Занимаюсь с 2006 года. Любимый фреймворк - Webasyst. Люблю за smarty-шаблоны, лёгкость и простоту. Этот сайт собран на Webasyst. За 13 лет работал почти со всеми CMS: 1-C Bitrix, Drupal, Wordpress, Joomla, OS-Commerce, Moodle, MODx, Bitrix24 и т.д. Конфигурации, рефакторинг кода, дизайн, вёрстка и всё такое. Самое скверное в деятельности веб-разработчика: 9 из 10 созданных проектов становятся ничем.

Продвижение сайтов. Говорим "продвижение сайтов", подразумеваем – повышение позиций страниц в поисковой выдаче по релевантным запросам. Продвижение путем оптимизации страниц под алгоритм ранжирования сайтов в поисковой выдаче. Search Engine Optimization. Хорошо бы сразу создавать структуру сайта, ориентируясь на проблематику его конечного пользователя. Чтобы потом не переделывать. Кстати, ни Топ-5, ни даже Топ-1 никак не влияют на количество и качество лидов из органической выдачи. Но это уже другая история.

Рекламные системы. Директ-Адвордс. И немного - таргетированные. Не понимаю решительно, почему это называется "директологией", "фэйсбукологией" и "таргетологией". Алгоритмы настройки рекламных кампаний в принципе – несложные и каких-то глубоких знаний и специфических навыков не требуют. Любой может научиться. Строим предположения, проверяем, измеряем, улучшаем. Если это в принципе улучшается. Бывает, приходится признать, что способ взаимодействия с потребителем через инетрнет-рекламу бессмысленный, либо – малоэффективный. Но в большинстве случаев интрнет-реклама – это гарантированное привлечение или вовлечение. Конечно же, в эту же кассу ложится коллтрекинг, веб-аналитика и обратные связи.

CRM-системы. amoCRM и Bitrix24. На уровне настроек, интеграций с другими модулями информационной системы предприятия и составления ТЗ подрядчикам, обучения пользователей и составления нормативной документации. Задача – извлечь максимум возможностей из штатного функционала. Как правило, настройки руками следуют после проектирования и работы головой. Типовые решения приходилось разворачивать буквально за один день.

SIP-телефония. Понимаю как работает VoIP. В состоянии самостоятельно поднять и настроить офисную АТС в облаке или на сервере (например, Asterisk) и интегрировать её в информационную структуру предприятия. Оборудовать рабочие места сотрудников после этого уже не сложно. По большому счету, сисадминские компетенции не люблю. Иногда приходится их развивать, просто чтобы знать, как всё устроено и работает.

Графика и 2D-дизайн. Пользователь продуктов Corel с 1994 года. CorelDraw, Photopaint, Ventura. С издательскими программами Adobe не сложилось, да и смысла нет. И да, до сих пор пользуюсь Macromedia Fireworks. Честно пробовал этот ваш фотошоп и индизайн. И остался при мнении, что Corel лучше заточен под моё восприятие.

Составление текстов. Пишу складно. Не сокращаю. Или сокращаю. В 2008-м пробовал себя в качестве музыкального журналиста-обозревателя, написал дюжину статей, сделал сотни переводов и написал пару книг, но издать так и не случилось. Всё публицистическое творчество выложено в интернете. Исхожу из принципа "Если стихи случаются, а книги - пишутся, то тексты - составляются". Любой текст - это просто интерфейс. Например, этот текст служит для того, чтобы читатель сложил об авторе мнение, как о переквалифицированном специалисте с суперспособностью интегрировать информационную систему предприятия в минимально-жизнеспособный внутренний инфопродукт, внедрять, развивать и улучшать его модули, исходя из потребностей бизнеса.

Способности 1
«Ткать железо и камни месить.. »

Что я умею делать головой

Проектное управление. Ничто не открывает глаза на истинное положение вещей, как проектное управление, основанное на концепции заинтересованных сторон. Активно пользуюсь им для построения воронок продаж, проектирования алгоритмов взаимодействия, формализации бизнес-процессов, организации работы с собственно проектами разработки, внедрения, продвижения, вовлечения и т.д. Считаю, что только согласованные решения являются бизнесом. Несогласованные - частной инициативой. Все остальные прикладные навыки и способности в "работе головой" основаны на проектном управлении.

Воронки продаж и туннели процессов. Компания - это продукт. А продукт - это воронка. Строим CJM в мире потребителя (или иной заинтересованной стороны) и Service Blueprint - проекцию "Карты Пути Потребителя" на продукт компании. Определяем точки касания, делим на этапы взаимодействий, определяем ключевые метрики. В итоге имеем понятную воронку продаж и туннели процессов.

KPI и метрики. Использую два подхода: 1. Конверсии. Улучшение каких показателей поможет нам увеличить конверсию на этом этапе воронки? 2. Ценностный подход. Что может повысить ценность данного этапа операционного процесса? А что может повысить ценность существенно? Для этого неплохо определить какие ценности производит наша компания (наш продукт).

Стратегии. Когда я говорю, что «выводил на рынок новые продукты» - лукавлю. Фактически, весь мой опыт работы только в сервисных компаниях, обслуживающих устойчивый спрос традиционными способами. Основные инструменты игры на рынках с устойчивым спросом – это создание конкурентных примуществ за счет дешёвого привлечения/ вовлечения потребителя и создания дополнительных потребительских выгод повышением ценности (товаров, услуг, продуктов, компании). Предпринимательский опыт научил строить стратегические пространства, проводить SWOT-анализы и определять образ действий компании на рынке. Этот опыт оказался ценным как в собственном самоопределении, так и в работе по найму. Например, в игре на юридическом рынке, где на 100 потребителей приходится 150 рыночных игроков. Рационально выбранная стратегия фокусировки при низких затратах за два года привела компанию от обслуживания штучных стихийных заказов к стабильной рыночной доле.

Репутационный маркетинг, вовлечение и PR. Открыл для себя новую способность недавно, в 2019 году. В связи с необходимостью выхода на рынок B2B, где репутация - ключевой фактор успеха. Разобрался "как это работает" и как измерить репутацию отдельно взятой компании или продукта, как отследить динамику изменения репутации. И главное: что нужно делать для улучшения репутации, какие аспекты влияют на репутацию и как репутация влияет на продажи.

Способности 2
«10001110101»

Работа. Я в настоящее время работаю. У меня отличные условия труда и интересные задачи. Не ищу работу активно. Но рассматриваю предложения, которые существенно улучшат мое благостостояние, либо предложения работы, существенно интереснее моего настоящего рода занятий.

Способности 3